Подходы и методы оценки бизнеса

Перед тем, как открыть новое дело важно заранее оценить его на целесообразность и выгодность. В противном случае, новое предприятие сулит только убытки и немало испорченных нервов. Полноценный грамотный бизнес-план обязателен для любых коммерческих начинаний, но до его составления можно начать с более фундаментальных шагов, например, с финансовой аналитики.
Какие бывают методы оценки бизнеса
Сперва стоит понять, что оценить необходимо любой бизнес, будь то торговая точка, интернет-магазин, онлайн-школа или что угодно еще. Торговля товарами и услугами, инфобизнес – если у предприятия предполагаются доходы и расходы, значит предварительная проверка нужна. Подходы и методы оценки стоимости бизнеса условно разделяют на несколько больших категорий, каждая из которых больше соответствует своей специфике компании.
Классификация методов и подходов
Подходы оценки эффективности или стоимости бизнеса могут использоваться как в комплексе, так и отдельно каждый. Каждый из них наиболее результативен только при учете индивидуальных факторов бизнес-проекта, его специфики и ниши реализации. Желательно доверить проведение финансовой оценки предприятия специалисту с большим опытом и соответствующими знаниями.
Доходный подход

К наиболее распространенным и показательным методам оценки эффективности бизнеса относят доходный способ. Он применяется тогда, когда прибыль предсказуема, а само предприятие вышло на устойчивый уровень работы и развития. В свою очередь доходный подход оценки бизнеса разделен на два вида:

  • капитализация денежного потока;
  • дисконтирование денежного потока.
Метод капитализации основан на простом принципе: стоимость права собственности на компанию равна текущей стоимости доходов в будущем от этой компании. Выразить данный подход проще всего на формуле V = I / R, где
  • V – стоимость бизнеса;
  • I – чистая прибыль;
  • R – ставка капитализации.
Метод капитализации наилучшим образом отражает предполагаемую эффективность предприятия, если оно стабильно получает фиксированную регулярную прибыль, либо темп ее роста предсказуем. Алгоритм оценки бизнеса любой компании методом капитализации следующий:
  1. Анализ финансового состояния и экономической отчетности предприятия.
  2. Установка конкретной прибыли для капитализации.
  3. Расчет ставки.
  4. Проверка стоимости по полученным данным.
  5. Правки, включающие нефункционирующие активы.
  6. Поправки на контрольный/бесконтрольный характер оцениваемой доли.
Каждый из вышеупомянутых этапов важен и может сильно повлиять на конечный результат анализа, если его проигнорировать или провести неграмотно. Первый шаг, оценка финансовой отчетности компании, является фундаментом дальнейшего анализа, без которого обойтись нельзя.

Метод дисконтирования денежных потоков не менее эффективен в отдельных случаях, если знать как с ним работать. Его суть заключается в привидении ожидаемых денежных поступлений (прибыли) к настоящему времени. Этот подход основывается на экономическом принципе убывающей стоимости денег.

Для использования данного способа бизнес-аналитик использует коэффициент дисконтирования, который рассчитывается по формуле: КД = 1 / (1 + R) * n, где
  • R – ставка дисконтирования;
  • n – кол-во временных периодов от будущей точки до текущего момента.
Ставка дисконта по другому называется нормой дохода, она может включать в себя инфляцию, дополнительную прибыль, безрисковые активы, ставку рефинансирования, стоимость капитала и т.д. Для расчета показателя используют разные модели, в зависимости от типа проекта:
  • модель Гордона;
  • WACC;
  • CAPM;
  • E/P;
  • ROA;
  • оценка премий на риск;
  • оцена на основе заключений экспертов.
Подходы и методы оценки бизнеса не ограничиваются лишь доходными, существует еще несколько важных и часто используемых.
Затратный подход
Данный метод, который также называется имущественным, опирается на обоснованную рыночную оценку каждого отдельного актива и текущую стоимость обязательств компании. В свою очередь затратный подход оценки бизнеса разделяется на:
  • метод чистых активов (скорректированной балансовой стоимости);
  • метод ликвидированной стоимости (ускоренная или упорядоченная ликвидация);
  • метод накопления активов.
Имущественный подход применим, когда у аналитика недостаточно достоверной информации о реализации объектов-аналогов предприятия, либо в случаях, когда доходы на настоящий момент отсутствуют.

Наиболее часто используется метод чистых активов, который особенно хорош для оценки новых коммерческих проектов, холдингов и инвестиционных компаний, а также предприятий с высоким уровнем фондоемкости. В данном методе также есть несколько основных этапов, когда предварительно необходимо оценить:

  • недвижимость, транспортные средства, оборудование, инструменты;
  • нематериальные активы;
  • рыночная стоимость денежных вложений;
  • дебиторская задолженность.
При этом текущие обязательства компании дисконтируются, то есть приводятся к актуальной стоимости.

Ликвидационные методы лучше подходят бизнесу в стадии банкротства (либо если предприятие стент банкротом скоро с высокой долей вероятности), предприятие не рентабельно и несет убытки, ликвидируется. Также метод можно использовать если один из держателей активов намерен их продать.

Сравнительный подход
Рыночный подход к оценке стоимости бизнеса может использоваться как отдельно, так и в комплексном анализе вместе с доходным и/или затратным подходами. Его преимуществом является скорость получения результатов анализа по сравнению с другими методами. Основой его является сравнение бизнеса по определенным критериям с компаниями-аналогами, когда их рыночная стоимость известна. Объектом оценки зачастую является или полностью закрытое, или формально открытое предприятие.

Выделяют следующие методы сравнительного подхода:

  • метод рынка капитала (компании аналога);
  • метод сделок (продаж);
  • метод отраслевых соотношений (коэффициентов).
Для оценки типовых предприятий малого бизнеса чаще всего применяют метод отраслевых коэффициентов, который основан на соотношении между стоимостью бизнеса и другими финансовыми параметрами. Стоимость проекта определяется по формуле: Коэффициент * Прибыль компании. Также в некоторых случаях могут учитываться запасы, цена оборудования, лицензии и т.д.

Метод рынка капитала в оценке бизнеса довольно прост – используются цена аналогичных компаний, сформированных открытым фондовым рынком. В данном методе используются только фактические, хорошо известные данные, источники которых необходимо детально проверять, а в противном случае оценка может быть неверной. Для проведения оценочных действий аналитик использует открытые источники и базы данных с проверенной репутацией, например Московскую Биржу, Интерфакс и другие.

Также вам может быть интересно
Мультипликаторы для оценки стоимости компании
Использовать мультипликаторы для оценки стоимости компании — это популярный тип оценивания. Такой способ стал широко использоваться из-за того, что он является простым и логичным ...
Читать
Для чего нужна оценка квартиры при ипотеке
Если вы решили приобрести недвижимость в ипотеку, то наверняка уже знаете: покупка возможна только при наличии определенного пакета документов. И в этом списке одна ...
Читать
Как оценить стоимость квартиры
Компания «Эксперт-оценка» предоставляет разнообразные услуги в сфере оценки. Если у Вас появился вопрос, как оценить стоимость квартиры, то обращайтесь к нам! Мы поможем Вам ...
Читать
Как найти оценщика квартиры или дома
Стоимость объекта недвижимости имеет большое значение, в том числе при необходимости оформления документов на дом и участок или квартиру, в случае продажи. При этом ...
Читать
Контактная информация
Телефон
+7 (495) 543-71-89 (пн-пт)
Адрес
г.Люберцы, ул. 3-е Почтовое отделение 102
Адрес
г.Москва, ЦАО, р-н Тверской, Никольская ул., 10, офис 717
top