Критерии и показатели оценки бизнеса
Людям, снабжающим потребителей определённой продукцией и получающим за это прибыль, со временем был присвоен статус предпринимателей. Соответственно, их профессиональная ниша — предпринимательство.
Данное понятие стало широко использоваться относительно недавно. Раньше предпринимательская деятельность называлась собственным делом, гешефтoм, коммерцией и т.д. По окончании Второй мировой войны американское влияние на национальную экономику заметно усилилось, из-за чего данный вид деятельности прибрёл новое название – “бизнес”.
Иными словами, бизнес — это производство продукции/услуги с целью удовлетворения спроса потребителей. К бизнес-отрасли можно также отнести организации, занимающиеся сбытом произведённых товаров. Стоит отметить, что ни один бизнес не обходится без сторонних операций: банковских, страховых и так далее.
Особое внимание уделяется финансовой составляющей. Данное направление предполагает выпуск и последующую торговлю валютой/ценными бумагами. В отдельных случаях финансовую структуру относят к коммерческой отрасли.
Основные аспекты любого бизнес-направления:
- Первостепенная цель бизнеса – получение прибыли за счёт продажи товаров и услуг.
- Реализация главной задачи путём производства продукции, предложения услуг, выполнения какой-либо работы.
- Организация и ведение бизнеса – право, закреплённое за каждым гражданином (в соответствии с действующим законодательством).
- Никто не вправе принуждать гражданина к занятию предпринимательством. Выбор остаётся за последним.
- Любая предпринимательская деятельность осуществляется по определённой системе.
- Ведение собственного бизнеса – деятельность, напрямую связанная с рисками.
Указанная процедура носит обязательный характер, так как только с помощью оценки возможно определить уровень рентабельности предприятия. Также, сопоставив результаты за разное время, можно увидеть полноценную статистику работы фирмы.
Оценочная процедура может потребоваться и в том случае, если владелец захотел продать свой бизнес. Людям, инвестирующим в дело, важно удостовериться в окупаемости этих инвестиций.
Рациональная оценка бизнеса предполагает как учёт рентабельности оцениваемой компании, так и фирм-конкурентов в той же отрасли. В течение оценочного процесса могут происходить изменения на рынке, что тоже влияет на конечный результат.
Согласно действующим законам Российской Федерации, оценщик обязан брать в расчёт не только имущество фирмы, но и её владельца, публичные данные о предприятии и т.п.
Оценка предпринимательской деятельности – довольно ответственная процедура. Именно поэтому за её выполнение отвечают только квалифицированные специалисты. Как правило, оценщиками назначаются представители юридических, банковских, страховых, аудиторских организаций.
- Имущество организации и её владельца;
- Направление предпринимательства;
- Юридический статус организации;
- Источники прибыли, финансовые взаимодействия;
- Имидж предприятия;
- Актуальность данного бизнес-направления, степень заинтересованности потребителей.
Статус оцениваемого предприятия может быть разным: небольшая контора (малый бизнес), частное предприятие, сеть компаний, холдинг и т.д. Финансовые источники, денежные взаимодействия существенно влияют на конечную стоимость предприятия. Имидж компании, наличие зарегистрированного товарного знака определяют актуальность и качество предоставляемой продукции или услуги.
Определены следующие особенности:
- Перспективы той или иной компании, финансовое положение.
- Статистика положения на рынке в разный период времени (рыночная доля, уменьшение или увеличение прибыли, насколько актуальна производимая продукция, хорошо ли она окупается).
- Инвестиционный статус предприятия (статус общих/внеоборотных/оборотных активoв, коэффициeнт годности финансовых средств).
- Статистика непосредственно выбранного бизнес-направления (годовой объём производства, качество производимой продукции, окупаемость вкладываемых инвестиций).
- Уровень рeнтабельности собственного капитала.
- Прозрачность финансовых операций, отчётная деятельность, комплексная оценка компании.