Мультипликаторы для оценки стоимости компании
Использовать мультипликаторы для оценки стоимости компании — это популярный тип оценивания. Такой способ стал широко использоваться из-за того, что он является простым и логичным в работе.
Суть такого подхода весьма проста: если у двух организаций похожий бизнес, то их рыночная стоимость также должна быть близкой друг к другу. То есть, когда у двух предприятий почти полностью совпадают все параметры, показатели и бизнес, то тогда их рыночная цена должна быть одинаковой. Когда компании различны в размерах, то значит рыночная стоимость должна соответствовать размерам.
Например, когда две организации полностью одинаковы, но одна из них в два раза больше другой, значит рыночная цена данного предприятия должна быть больше в два раза. Получается, что рыночная стоимость похожих организаций должна иметь отношение к определённому параметру, который может представлять прибыль или продажи компании.
Когда находится сравнима организация, по которой есть данные о рыночной цене, можно узнать с помощью этой информации стоимость похожего предприятия с неизвестной рыночной ценой.
С помощью такого подхода можно только сравнить организации из одной сферы деятельности, функционирующей в государстве. Когда выполняется тщательно исследование стоимости актива, то используется целый набор коэффициентов.
- Для оценки предприятий, имеющих схожую маржинальность в границах одной сферы деятельности, отлично подойдёт программа P/S (Price/Sales, Цена/Выручка). Такой мультипликатор прекрасно используется в ритейле, где выручка весьма сильным образом оказывает влияние на состояние капитализации.
- Следующий мультипликатор, с помощью которого можно найти рыночную стоимость компании, учитывая её долги и свободные денежные средства – это EV, что подробно расшифровывается как: «Enterprise Velue». Метод расчёта данной системы основывается на вычислениях, где все акции прибавляются к догу, а кэш вычитается из полученной суммы. Очень хорошо такой мультипликатор подойдёт для различных сфер деятельности, но наиболее лучшим образом его можно применить в тех отраслях, которые имеют зависимость от прихода денег в оплату собственных услуг.
- P/BV (Price/Book Velue, Цена/Стоимость активов в пересчете на 1 акцию) представляет собой мультипликатор, который удобен в исследовательских работах, связанных с изучением банковских организаций, где рыночная стоимость является почти одинаковой с суммой их активов, а также пассивов. Естественно, аукционер должен знать о том, что будет оставаться от активов банковской организации, если она обанкротится. Наиболее лучший показатель P/BV должен превышать единицу.
- EBITDA – это ещё один мультипликатор, с помощью которого можно рассчитать стоимость всего бизнеса. С помощью данной программы можно выполнить сравнение организации из одной сферы, находящейся в различных странах, где существуют разные налоговые и банковские ставки.
- ROE представляет собой возврат на активы или рентабельность денежных средств, инвестированных в активы. От величины вложенных средств зависит то, сколько компания должна будет зарабатывать, чтобы покрыть все расходы. Небольшие организации зарабатывают прибыль за маленький период времени, а значит, ROE этой компании будет больше, что представляет собой плюс.
- EPS – метод, который позволяет высчитать, сколько чистого дохода уходит на одну акцию, где исключаются префы. Применяется обычно после того, как в исследованиях были использованы другие мультипликаторы.
- Мультипликатор комбинированного вида EV/EBITDA, представляет собой способ, с помощью которого можно более достоверно вычислить стоимость организации.
- Благодаря «Долг/EBITDA» можно узнать, сколько времени нужно быть эмитенту, чтобы погасить долг за счёт дохода, что важно для инвестора. Наиболее лучшими компаниями являются те, у которых данный мультипликатор находится на низком уровне.
Если рассматривать выручку, то тут у банковской организации её вообще нет, а значит, в ритейле это будет являться основной характеристикой, важной для инвестора. По этой причине большинство мультипликаторов выводят среднее отраслевое значение.
При интерпретации введенных в формулу данных могут возникать определённые сложности, связанные с котировкой сведений. Бывают ситуации, когда можно применять и нестандартные способы анализа, которые могут не вписываться в коэффициенты.
Например, можно исследовать то, как развивается динамика посещения сайта организации, основываясь на сведениях, предоставленных сервисом similarweb.com, проводя сравнение с сайтами конкурентов. Такие факторы могут быть важными для организации.
Самый верный метод, позволяющий увидеть реальную цену акций – это рассмотрение корпоративной отчетности. Универсальные коэффициенты всё-таки полезно применять для исследовательских работ, связанных с изучением эмитентов из различных государств и сфер деятельности. Вместе с мультипликаторами можно также использовать технический вид исследования, где изучаются котировки.